Утверждена
Приказ №___от «___»_____20___г.
Заведующий МДОУ Детский сад №43
__________А.Ф. Шарафутдинова
Принята на педагогическом совете
№___от «__»____20__г.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального дошкольного
учреждения
«Детский сад №43»
Орджоникидзевского района
городского округа
город Уфа Республики
Башкортостан
2011 год
Пояснительная
записка
Основная
общеобразовательная программа нашего детского сада подготовлена с учетом
новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного
образования.
Программа
разработана в соответствии с
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года
N 3266-1 в ред.
от 18.07.2011 N -ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. в ред.
Постановления Главного государственного санитарного
врача РФ от
20.12.2010 N 164)
-
«Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением
Правительства РФ от 12 сентября 2008 г.
N 666);
-
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом
Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299
от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
-
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее
время находятся в разработке).
При разработке Программы мы опирались на программу
М.А. Васильевой, В.Г. Гербовой – 2010 г. и на основную общеобразовательную программу
«От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой, 2010 года.
Программа
сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определёнными Федеральными государственными требованиями:
-
содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике
дошкольного образования;
-
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста;
-
строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
-
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
-
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования;
-
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
В Программе на
первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные
особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного
воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа
построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на
его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей,
а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация
знаний детей и предметный центризм в обучении.
В Программе комплексно
представлены все основные содержательные линии
воспитания и образования детей
дошкольного возраста.
Программа
строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает
учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного
и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения
ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль,
искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная
ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры
(классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития
всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели
реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
Для достижения
целей Программы мы ставим перед собой решение следующих задач:
• забота о
здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
• создание в
группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,
что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное
использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях
повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая
организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность
использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в
соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное
отношение к результатам детского творчества;
• единство
подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
и семьи;
• соблюдение в
работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного
возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение
обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном
влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном
учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры,
любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень
прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и
всестороннем
воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с
семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Образовательная
Программа МДОУ Детский сад №43 обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей по
основным направлениям: физическому, социально-личностному,
позновательно-речевому, художественно-эстетическому.
В
связи с тем, что Российская Федерация многонациональное государство, мы в
учебно-воспитательном процессе учитываем и национально-региональный компонент.
Детский сад в своей работе использует региональные программы:
ü Р.Л. Агишева «Я
– Башкортостанец»
ü Р.Х. Гасанова
«Земля отцов»
Диагностика
детей в МДОУ Детский сад №43 проводится один раз год, итоговая, в мае.
Общеобразовательная
программа детского сада:
• соответствует основному
принципу образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает
принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования);
• соответствует
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться
к разумному «минимуму»);
• обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие знания,
умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
дошкольников;
• строится с
учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
• основывается
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра.
Наш
детский сад продолжает работать в режиме развития. В основе деятельности
педагогический коллектив опирается на педагогику сотрудничества и народную
педагогику, используя в своей работе общеобразовательную программу,
направленную на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации
ребенка к жизни в обществе.
|